Суббота, 18.05.2024, 07:04
Введение основ программирования в 4-6 классах
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Категории раздела
Проектная деятельность [1]
Олимпиады [8]
Семинары [1]

Поиск

Главная » Статьи » Проектная деятельность

Урок-проект "Цветные карандаши"

Учащиеся изучают предмет с четвертого класса по экспериментальной авторской программе «Информатика и ИКТ», разработанной коллективом учителей информатики лицея №6 г. Дубны Горбуновой Л.А., Ершовой Р.Н., Семашко Г.Л., Семашко Н.С., Щецовой О.В. (программа опубликована в научно-практическом журнале «Информатика в школе» №3 2012 г, а также на сайте inform4-6.ucoz.ru). Ученики владеют графическими операторами языка FreeBasic, уверенно производят построения в относительных координатах, при составлении программ пользуются подпрограммами, умеют составлять программы с элементами анимации. Предлагаемый урок построен в виде проекта – учитель ставит задачу, а учащиеся создают программу. Учитывая возраст учеников, условие задачи дается в виде загадки, которую необходимо проиллюстрировать. Задание разбивается на несколько этапов по уровню сложности. Каждый этап оценивается – если этап выполнен, то ставится оценка «отлично». За урок ученик может получить несколько пятерок. Это, с одной стороны, стимулирует детей для выполнения более сложных и больших заданий, с другой – каждый ребенок может выполнить задание по силам и получить хорошую оценку. У учеников есть возможность творчества – можно выполнить только один этап, но сделать рисунок более интересным.
Тема: Разработка программы «Цветные карандаши».
Цели урока:
образовательные:
- закрепление знаний, умений и навыков по темам «Подпрограммы», «Создание движущихся изображений»;
развивающие:
- развитие интереса к информатике;
- развитие творческих способностей;
- развитие индивидуальных способностей;
воспитательные:
- воспитание инициативности.
Тип урока: урок закрепления изученного.
Форма проведения урока: урок – проект.
Форма работы на уроке: индивидуальная.
Оборудование и материалы урока: компьютеры, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, подготовленная в PowerPoint.
План урока
1. Организационный момент.
2. Постановка задачи.
3. Практическая работа на компьютерах.
4. Подведение итогов.
5. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.

2. Постановка задачи.
1) Ученикам предлагается загадка:
Палочки волшебные
Есть у меня, друзья.
Палочками этими
Могу построить я
Башню, дом и самолет,
И большущий пароход.
Цветные карандаши.
2) В тетрадях делается запись: «Задача «Цветные карандаши»».
3) Постановка задачи: нужно написать программу, которая:
• выводит на экран несколько цветных карандашей;
• строит карандаш, рисующий на экране горизонтальную линию.
4) Обсуждаем, из каких частей состоит карандаш (оправа, заточенный конец с острым грифелем).
5) Рисую карандаш на доске, а ученики в тетрадях (рис. 3).

6) Обсуждаем, какую точку выбрать в качестве основной (кончик грифеля).
7) Учащиеся отмечают на рисунке в тетрадях основную точку K (рис. 3). Затем самостоятельно обозначают остальные точки, которые необходимы для построения карандаша.
8) Напоминаю, что координаты всех точек, которые необходимы для построения, нужно выразить через координаты основной точки или через координаты уже описанных точек
9) Определяем в каком порядке строится карандаш (заточенный конец с кончиком и основа).
10) Построение карандаша делается в подпрограмме. Назовем ее «pen». Обсуждаем параметры карандашей:
• Чем будут отличаться карандаши? (Координатами основной точки, цветом.)
• Какие входные параметры необходимы для подпрограммы pen? (Координаты основной точки xk, yk и цвет.)
Например, для построение первого карандаша можно задать xk=100:yk=20:ck=4:co=6, где ck – цвет карандаша, co – цвет основы.
11) Повторяем теоретический материал:
• Как обратиться к подпрограмме? (GOSUB pen.)
• Где располагается подпрограмма? (После оператора END.)
• С чего начинается подпрограмма? (С имени, после имени ставится двоеточие - pen:.)
• Каким оператором заканчивается подпрограмма? (RETURN)
12) Записываем задание в тетрадях:
I. Написать подпрограмму построение карандаша и построить на экране четыре цветных карандаша (рис. 4).

Этой работой заканчивается первый этап задания.
13) Те ребята, кто успешно сделает первую часть задания, выполняет второй этап. Теперь карандаш должен двигаться по-горизонтали и рисовать на экране линию своего цвета.
14) Повторяем теоретический материал:
• Как создается движение? (Организуется цикл, в котором изображение строится, а затем стирается.)
• Какой параметр выбирается в качестве параметра цикла? (Координата xk)
15) Разбираем пример.
for xk=100 to 600 step 10
'Построение карандаша
yk=300:ck=1:co=6:gosub pen
sleep 100
'Стирание карандаша
ck=0:co=0:gosub pen
next xk
16) Линию, которую рисует карандаш, нужно строить в этом же цикле. Определяем точки для построения линии. (Координаты одной точки будут постоянны (xL, yL), координаты второй точки будут совпадать с координатами основной точки карандаша (xk,yk) (рис 5)).

17) Записываем задание в тетрадях:
II. Построить карандаш, рисующий на экране линию своего цвета.
3. Практическая работа на компьютерах.
Каждый ученик выполняет работу самостоятельно. Выполняется первый этап, затем второй. В рисунок можно внести свои дополнения, например, карандаши «поместить в коробку» или нарисовать более сложный карандаш.
4. Подведение итогов.
Первая и вторая части задания оцениваются отдельно. Первый этап обязателен для всех. Если первая часть закончена, то обязательно нужно приступить ко второй части. За вторую часть высталяются только отличные оценки. Задание дано с таким расчетом, что сильные ученики успевают сделать весь объем работы, а слабые справляются с I этапом. Если ученик не успел сделать работу, то ему предлагается закончить программу дома или на дополнительном занятии.
5. Домашнее задание.
Домашнее задание выполняется по желанию.
Задание:
1. Составить подпрограмму, которая строит карандаш под наклоном (рис. 7).
2. Карандаш рисует на экране домик (рис. 7).

Приложение
1. Пример программы построения четырех цветных карандашей.
screen 12
'Построение цветных карандашей
xk=100:yk=20:ck=1:co=6:gosub pen
xk=150:yk=20:ck=2:co=6:gosub pen
xk=200:yk=20:ck=3:co=6:gosub pen
xk=250:yk=20:ck=4:co=6:gosub pen
sleep:end
pen:
'Построение грифеля
line(xk,yk)-(xk-15,yk+30),co:line-(xk+15,yk+30),co:line-(xk,yk),co:paint(xk,yk+5),co
'Построение заостренного конца
line(xk,yk)-(xk-5,yk+10),ck:line-(xk+5,yk+10),ck
line-(xk,yk),ck:paint(xk,yk+3),ck
'Построение основы
line(xk-15-1,yk+30+1)-(xk+15,yk+210),ck,bf
return
2. Пример программы построения карандаша, рисующего на экране линию (для построения карандаша используется подпрограмма из предыдущего примера).
screen 12
xl=50:yl=250
for xk=50 to 600 step 10
'Построение карандаша
yk=250:ck=1:co=6:gosub pen
'Построение линии
line(xl,yl)-(xk,yk),ck
sleep 100
'Стирание карандаша
ck=0:co=0:gosub pen
next xk
'Построение карандаша
xk=600:yk=250:ck=1:co=6:gosub pen
sleep:end
3. Пример программы, в результате которой карандаш рисует на экране домик.
screen 12
'Линия слева вниз
xl=200:yl=200
for yk2=200 to 300 step 10
xk2=200:ck2=1:co2=6:gosub pen2
line(xl,yl)-(xk2,yk2),ck2
sleep 100
ck2=0:co2=0:gosub pen2
next yk2
'Линия снизу вправо
xl=200:yl=300
for xk2=200 to 300 step 10
yk2=300:ck2=1:co2=6:gosub pen2
line(xl,yl)-(xk2,yk2),ck2
sleep 100
ck2=0:co2=0:gosub pen2
next xk2
'Линия справа вверх
xl=300:yl=300
for yk2=300 to 200 step -10
xk2=300:ck2=1:co2=6:gosub pen2
line(xl,yl)-(xk2,yk2),ck2
sleep 100
ck2=0:co2=0:gosub pen2
next yk2
'Линия сверху влево
xl=300:yl=200
for xk2=300 to 200 step -10
yk2=200:ck2=1:co2=6:gosub pen2
line(xl,yl)-(xk2,yk2),ck2
sleep 100
ck2=0:co2=0:gosub pen2
next x1
'Крыша левый скат
xl=200:yl=200:yk2=210
for xk2=200 to 250 step 10
yk2=yk2-10:ck2=1:co2=6:gosub pen2
line(xl,yl)-(xk2,yk2),ck2
sleep 100
ck2=0:co2=0:gosub pen2
next xk2
'Крыша правый скат
xl=250:yl=150:yk2=140
for xk2=250 to 300 step 10
yk2=yk2+10:ck2=1:co2=6:gosub pen2
line(xl,yl)-(xk2,yk2),ck2
sleep 100
ck2=0:co2=0:gosub pen2
next xk2
sleep:end
pen2:
'Грифель
line(xk2,yk2)-(xk2+10,yk2-20),co2:line-(xk2+20,yk2-10),co2:line-(xk2,yk2),co2:paint(xk2+5,yk2-5),co2
'Заостренный конец карандаша
line(xk2,yk2)-(xk2+5,yk2-10),ck2:line-(xk2+10,yk2-5),ck2:line-(xk2,yk2),ck2:paint(xk2+3,yk2-3),ck2
'Оправа
line(xk2+10,yk2-20)-(xk2+80,yk2-90),ck2:line-(xk2+90,yk2-80),ck2:line-(xk2+20,yk2-10),ck2
line-(xk2+10,yk2-20),ck2:paint(xk2+80,yk2-87),ck2
return

Категория: Проектная деятельность | Добавил: Roza (05.06.2012)
Просмотров: 2590 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz